понедельник, 7 октября 2013 г.

Уроки архитектуры

Сегодня очередной Всемирный день архитектуры, не тот, который 1 июня, а тот, который отмечается в первый понедельник октября. Ну что сказать, мы не против. Даже если всплывет еще парочку официальных и, конечно же всемирных, дней архитектуры, мы с радостью их отпразднуем. Снова и снова.
На прошлый «Всемирный» мы смотрели десятку лучших сооружений. На этот раз можно было бы насобирать еще одну десятку, но мне захотелось рассказать немного о другом. О том, чему лично меня архитектура научила.
Урок 1. Готический собор. Впервые изображение готического собора я увидела в классе четвертом, когда готовила какое-то домашнее задание в библиотеке. Я уже и не помню, что это был за собор и тем более не помню, что это было за домашнее задание. Помню только, что картинка поразила меня настолько, что все деньги, которые полагалось потратить на ксерокс нужного мне раздела, я спустила на кучу копий разворота с изображением этого самого собора. Будь я посмелее, думаю, я бы и книгу утащила.
Из этого я извлекла первый полезный урок. На личном опыте убедилась, что красота – это таки страшная сила.


Урок 2. Эйфелева башня. Башня была построена для Всемирной выставки 1889 года и задумывалась как сооружение временное. Когда же, после выставки, башню так и не снесли – на ней успели установить радиоантенны, и она стала полезным объектом с практической точки зрения – интеллигенция взбунтовалась. Творческая элита в красках и с нескрываемым отвращением описывала свое отношение к чудовищной конструкции. Ги де Мопассан демонстративно обедал исключительно в ресторане на Эйфелевой башне, заявляя, что это единственное место в Париже, откуда ее не видно. Короче, бурлила элита – Эйфелева башня уродует облик старого Парижа, Эйфелева башня бьет по нашему вкусу, куда катится мир?, доколе?!
Из этой истории я извлекала второй полезный урок. Иногда творческой интеллигенции лучше помолчать.

Урок 3. ««Десять книг об архитектуре» Витрувия. Витрувий написал свою книгу в I веке до н.э. Тем не менее, сложно найти книгу, которая повлияла бы на развитие архитектуры больше, чем эта. Всем, кто еще не читал, очень рекомендую. Потому что именно благодаря Витрувию я усвоила еще один урок – не стоит думать, что с течением времени человечество становится умнее, напротив, иногда следующие поколения многое забывают и потом мучительно открывают то, что давно было известно.


Урок 4. «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари. Еще одна знаковая книга и не только для истории архитектуры. Считается, что именно «Жизнеописания» являются началом истории искусств. Но лично мне интересна она была другим – живым стилем и удивительно современными описаниями личностей и рабочих ситуаций. Хотите узнать, как архитекторы грызутся за проекты? Тогда читайте Вазари. Особенно мило звучат пассажи Вазари о том, что, мол, раньше люди были, эх, какие люди были – благородные, честные, лишенные всяких пороков типа зависти, работали сообща и создавали шедевры, не то, что сейчас. И это писал человек, живущий в эпоху Возрождения!
Вазари спасибо за еще один урок – какими люди были, такими и остались, но в контексте истории это совершенно несущественно, потому что великое может создаваться в любых условиях. Именно об этом, а не о подлости человеческой, нужно помнить, когда делаешь свое дело.

Урок 5. Вот эта чудная картинка на долгие месяцы лишила меня покоя. Казалось бы, ну что сложного? Та ладно, я и не такое запоминала. Ага, сейчас. Эта распечатка висела у меня по всей квартире. Я не сдавалась, и в сотый раз повторяла себе: «Стилобат выше, стереобат – ниже». Но до сих пор этот небольшой, в сравнении объемами архитектурных словарей, набор терминов мне так и не поддался.
Этой распечатке я благодарна за, пожалуй, один из самых важных уроков в моей жизни. Даже если тебе что-то не дается, это еще не повод останавливаться.


Ася Трошина

Комментариев нет:

Отправить комментарий