понедельник, 17 сентября 2012 г.

Завтрак у Тиффани

История всемирно известного бренда Tiffany началась более 170 лет назад. Тогда 25-летний сын состоятельных родителей Чарльз Тиффани открыл в Нью-Йорке свой маленький магазин, где продавал фарфор, хрусталь, английское серебро и ювелирные изделия. С первого же дня работы магазина имя Тиффани стало известным. Правда, отнюдь не благодаря изысканному ассортименту. Просто юный предприниматель сделал беспрецедентный на то время шаг: цены на товары были фиксированы и ни о каком торге речи быть не могло. В начале ХІХ в. такого не позволяли себе даже крупные фирмы с именем и стабильным доходом. Но Чарльз Тиффани уже тогда освоил ныне популярную истину «любая реклама – это хорошо». Целевую аудиторию для своего магазина Чарльз Тиффани определил сразу – все силы были брошены на привлечение самых зажиточных жителей Нью-Йорка. Для того чтобы сделать бренд Tiffany равноценным понятию «роскошь» его владелец не скупился на красивые жесты. Так, в 1848 г. на аукционе в Нью-Йорке Чарльз Тиффани приобрел часть драгоценностей французской короны, а в 1878 году купил знаменитый желтый алмаз за баснословную по тем временам сумму $ 18 тыс. Такой пиар наряду с предлагаемыми магазином элитными товарами привлекли к Tiffany ожидаемых клиентов. К моменту смерти Чарльза Тиффани в 1902 г. его компания Tiffany&Co стала одной из самых уважаемых и влиятельных ювелирных ассоциаций в США. Наследникам он оставил процветающий бизнес с капиталом $ 2 млн. Сумма, согласитесь, внушительная даже сегодня.
Дело отца достойно продолжил сын Луис Комфорт Тиффани, который прославил известную фамилию еще в одной сфере деятельности. В отличие от отца, Луис Комфорт не особенно интересовался ювелирными украшениями. Наследника привлекала живопись, и он с детства мечтал стать художником. Все условия для этого были созданы: путешествия по миру, в частности по Европе, обучение живописи в родном Нью-Йорке, а позже в Париже. Именно Франция и определила судьбу Тиффани-младшего. Правда, вовсе не так, как планировал он сам. Юношу поразили готические соборы: высокие своды, пучки тонких колонн, но больше всего – витражи. Цветное стекло заворожило Луиса Комфорта Тиффани и впоследствии именно оно принесло ему всемирную известность. Живопись постепенно забывалась, а ее место в душе наследника процветающей фирмы заняло декоративно-прикладное искусство.
Вскоре после возвращения в Нью-Йорк Луис Комфорт Тиффани совместно с Самуэлем Колеманом и Кандансом Миллером основывает фирму «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс». В 1882 г. партнеры создают интерьер Белого Дома по заказу президента США Честера Артура. В последующие 10 лет фирма Тиффани оформляет множество домов, среди которых жилища Вандербильтов, Тейлоров, Марка Твена.
Позже Луис Тиффани сосредоточился только на художественном стекле и открыл собственную стекольную мастерскую. «Мастерская Тиффани» создавала уникальные вещи: домашние витражи, вазы и бокалы.
В 1895 г. Луис Комфорт Тиффани представил публике новинку – бронзовую лампу с виражным абажуром. Изделие произвело настоящий фурор в американском обществе: Тиффани-младший стал не менее популярен, чем его отец.

Прославится благодаря лампе с виражным абажуром? Сейчас это кажется, неубедительной сказкой. Современные мебельные магазины завалены разноцветными стеклянными лампами на любой вкус и толщину кошелька. Но тогда, в конце ХIХ в., об этом даже не слышали и нынешняя популярность таких осветительных приборов – заслуга именно Луиса Комфорта Тиффани. Он был одним из тех, кто возрождал забытое искусство витража и единственным, кто дал витражу новые возможности – придумал уникальную технику сборки витража. Классическая витражная техника выглядит так: кусочки стекла скрепляют свинцовым или другим металлическим переплетом, после чего пропаивают стыки. А по технике «Тиффани» каждый кусочек стекла сначала оборачивается по периметру медной лентой, ширина которой немного превышает толщину стекла. При сборке места стыка спаиваются оловом по всем загибам ленты. В результате получается легкая и прочная конструкция. При таком способе пайки стало возможным создавать не только плоские, но и криволинейные поверхности, использовать в витраже даже самые мелкие кусочки стекла. Кстати, говорят, что свою первую лампу Тиффани сделал случайно – от большого витража остались обрезки стекла, которые и сложились в руках мастера в оригинальный светильник.

Позже, к концу 20-х гг. ХХ в., когда интерес к виражным изделиям постепенно сошел на нет, Луис Комфорт закрыл свою фабрику и возглавил компанию, созданную его отцом. При его правлении Tiffany&Co продолжала держать первенство в ювелирном деле США и, благодаря пристрастиям нового начальника, увеличила производство декоративно-прикладных вещей.
Дальнейшему процветанию бренда Tiffany помешала сама история: две мировые войны, Великая депрессия, смерть Луиса Комфорта и отсутствие талантливого наследника поставило бизнес под угрозу. Производство уменьшалось, известная на весь мир Tiffany&Co постепенно теряла свои позиции. Во время Второй мировой войны сильно ухудшилось качество производимой продукции, а о легендарных лампах вообще забыли. Теперь их считали слишком вычурными и в военное время не придумали ничего лучшего, как отправить их на переплавку – бронзе, из которой были сделаны ножки ламп, нашли другое применение.
Фирма Tiffany&Co пришла в упадок и в 1950-е на грани банкротства была продана нью-йоркскому бизнесмену Уолтеру Ховингу. Бизнес Тиффани перестал быть семейным делом, зато дела самой фирмы постепенно стали налаживаться. В те же 50-е вспомнили и об уникальных лампах Тиффани. На тот момент их осталось не много, и цена на них моментально взлетела. Из простых антикварных магазинов лампы постепенно перебрались на крупнейшие в мире аукционы. Две лампы, «Розовый лотос» и «Павлин», даже вошли в десятку самых дорогих предметов декоративного искусства – их продали по несколько миллионов долларов за каждую.

Сегодня существует несметное количество фирм «под Тиффани», огромное разнообразие вариантов витражных абажуров, в том числе и с геометрическим рисунком, который сам Тиффани, адепт модерна, не мог себе и представить.

Ася Трошина
P. S. Да, я очень люблю некоторые свои старые тексты, поэтому с удовольствием делюсь ими.
Этот был напечатан в «Газете 24».

Комментариев нет:

Отправить комментарий