В прошлую субботу, 6 октября, в мире архитектуры был маленький праздник – 125 лет со дня рождения Ле Корбюзье. Праздник, потому что Корбюзье один из самых популярных архитекторов ХХ века. А маленький, потому что прошел он, нужно сказать, как-то незаметно. Даже странно стало. Мы решили, что все-таки забывать о великих – это как-то нехорошо. Тем более, если великие действительно личности интересные. Переписывать биографию, которую каждый незабаненный в гугле может найти по одному клику, я не буду. Напишу лучше о том, что, как мне кажется, очень хорошо характеризует саму суть архитектурного таланта Корбюзье.
Корбюзье, как любой уважающий себя архитектор-новатор, творил нечто совершенно особенное. А чтобы ни у кого не возникало сомнений, что таки да – это «совершенно особенное новаторство», Корбюзье написал свои правила новой архитектуры. Итак, его пять принципов звучали так:
1. дом на столбах;
2. плоские крыши с садами;
3. свободная внутренняя планировка за счет каркасной структуры здания;
4. свободная планировка фасада за счет того, что сам фасад выступал за каркас здания;
5. ленточные окна.
Чтобы понять, как все эти принципы реализовывались в архитектуре, достаточно посмотреть на виллу Савой (1929-1931) – эталон, классику архитектуры. А на мой скромный взгляд, один из примеров совершенства.
Правда, постоянно делать что-то одно, пусть и совершенное – это уныло. Поэтому Корбюзье забросил свои принципы и принялся создавать следующее «совершенно особенное новаторство». Капелла Нотр-Дам-Дю-О (1950-1955) тоже стала эталоном, этапной постройкой для всей архитектуры ХХ века. Здесь Корбюзье впервые в истории архитектуры воплотил принцип, который идет вразрез с его прописанными пятью – создал скульптуру-архитектуру.
Корбюзье активно выступал за социальное жилье. Что тут скажешь, благородная миссия – каждому по личной квартире. Вот только реализация этой миссии у Корбюзье не всегда удавалась. Архитектору были интересны идеи, и ради них он легко жертвовал комфортом. В 1946 году Корбюзье получил госзаказ на строительство многоквартирного дома в Марселе. Однако закончена «Жилая единица» была только через 6 лет. Во-первых, были проблемы с финансированием, а во-вторых, еще на этапе строительства против Жилой единицы восстали не только архитекторы, но и медики.
«У людей, которые поселятся в этом доме, будут развиваться психические расстройства», - именно такое заключение дал один из экспертов. Корбюзье негодовал. Ну чего им не хватает? Полный комплекс с квартирами, магазинами, гостиницей, спортивным залом, детсадом. Простой план – этажи-улицы. Прямые. Все четко и ясно. Голые бетонные опоры и веселенькие цвета лоджий. Да отсюда даже и выходить не особо нужно – все необходимое для жизни есть! И я не сомневаюсь, что Корбюзье, возьми его кто-то на принцип, прожил бы там всю жизнь. Без всяких психических расстройств.
А что же жители Марселя, для которых это и строилось? Ну что жители. Гордятся достопримечательностью, хотя до сих пор иногда и называют Жилую единицу «Домом сумасшедшего» (Maison du Fada).
Корбюзье жил идеями, только они были ему по-настоящему интересны. Как только идея обрастала уточнениями и пояснениями, планами и реализациями, короче, как только она из намека и озарения перерастала в полноценную концепцию, архитектор охладевал к ней. И гнался за новой. Самое удивительное, что несмотря на эту постоянную гонку, Корбюзье удавалось доводить начатое до конца. И это, без сомнений, еще один талант Корбюзье. Согласитесь, было бы жаль, если бы вот это все так и не появилось:
Ася Трошина
Комментариев нет:
Отправить комментарий